Стройней, а не воюй с собой
24.06.2011 Автор: alisa-108
Человек морит себя голодом с целью похудеть. Его организм, реально чувствуя и вред и опасность этой затеи, не в силах больше терпеть насилие, императивно заставляет человека есть. И человек ест. Плачет и ест. И говорит, какой я безвольный, какой я слабый. А то, что благодаря мудрости своего организма он только что спасся от язвы желудка или от мочекаменной болезни, он не думает. И, получается, радуемся победе, когда надо бы испытывать горечь поражения. И наоборот, печалимся и виним себя в слабостях, когда надо бы радоваться спасению. И воюем.
И самое интересное, все атрибуты войны налицо. А ля гер ком а ля гер – на войне как на войне:
Разведка – ищем подходящий метод похудения, наводим справки. Выясняем, кто и на сколько похудел, и за какой период времени? Не было ли слишком голодно? И как он сейчас, не потолстел ли опять?
Идем в атаку – прекращаем есть именно то, что больше всего хочется и именно тогда, когда сильнее всего хочется. Какое-то время вес снижается.
Первые потери – снижение качества жизни, страдания, связанные с голодом, досадные срывы, снижение темпов снижения веса, остановки в снижении веса.
Просьбы о подкреплении – «Девочки, поддержите меня морально!», «Не могли бы Вы укрепить мне волю?», «Где бы раздобыть лекарство, от которого не хотелось бы есть так сильно?», «Как бы усилить обмен веществ?».
Затяжные позиционные бои – мы вновь и вновь беремся за себя, обещая, что теперь-то мы ни за что не сорвемся, будем последовательны, будем терпеть. Но появляется тортик, приходят друзья, или мы отправляемся в гости, или праздник, или день рождения. И наступает срыв. И все сброшенное возвращается… И снова мы обещаем себе…
Отступление – срывы все чаще, снижение веса окончательно останавливается, вес потихоньку нарастает.
Паническое бегство – окончательный срыв, «жор», быстрый набор веса…
И так в девяти случаев из десяти. Статистика.
Известно правило пяти процентов. Вот оно:
Не более пяти процентов из тех, кому надо бы похудеть, предпринимают в настоящее время какие-то похудательные усилия.
Не более пяти процентов худеющих достигнут результата, их устраивающего.
Не более пяти процентов из похудевших сумеют сохранить полученный результат хотя бы в течение 12 месяцев.
Многие исследователи настроены еще более пессимистично. Они говорят лишь об одном проценте счастливчиков. Именно эта удручающая статистика – основной аргумент в пользу нашей концепции
традиционная тактика только выглядит логичной, на самом деле она не эффективна, она ведет в тупик. К положительному стойкому результату может привести только путь сотрудничества со своим организмом, предполагающий поддержание комфорта в питании и оптимума в двигательной активности.
И пусть механизмы повышения веса вследствие борьбы с собой довольно сложные, зато пути коррекции очень простые. Вот они:
* Все, что вы планируете для похудения должно нравиться вам само по себе, во всяком случае, не должно вызывать дискомфортных ощущений.
* Оптимально, чтобы планируемые вами воздействия несли бы вам какую-то самостоятельную выгоду.
Итак, две тактики. Традиционная «Чем больще запрещаю, тем сильнее ХОЧУ!» и наша «Никаких запретов».
Согласимся, при нашей тактике срывы исключаются по определению!
Например, оздоровительная ходьба, чрезвычайно эффективная в плане снижения веса, сама по себе повышает работоспособность, нормализует настроение, улучшает сон, стимулирует сексуальность и снижает аппетит. Если конечно правильно подобрать режим нагрузки.
Скрытые запреты мешают снижению веса
Интересная вещь. Была у меня беседа с одной очень полной дамой. Психологом, между прочим. Естественно, скоро разговор свернул на проблему веса. И у меня было ощущение, что беседую с женщиной, уверенной, что никакая мера ей уже не поможет. Похудеть она не сможет ни при каких обстоятельствах. Стали говорить о действии запрета. Стремящийся снизить вес человек запрещает себе какие-то продукты. От этого начинает их сильно хотеть и, сорвавшись, съедает много. «Ах,» – отвечает она, «Я давно уже ничего себе не запрещаю!».
- А разве, Мария Александровна, не бывает у Вас так, что прежде, чем взять тот или иной кусочек, вы говорите себе: «А ведь мне ЭТО нельзя!». И, напугавшись, снимаете этот запрет: «Да, можно!, один раз живем!».
Вот именно в ходе этой непродолжительной борьбы с собой, ставшей уже настолько привычной, что Вы перестали ее замечать, успевают возникнуть и запрет, и испуг по его поводу, и срыв и отчаяние. И переедание лишнего, как последствия срыва. Все было бы иначе, если бы вы с самого начала знали, что вам все можно и всегда будет можно. Ошибочные ориентиры при снижении веса
Пытаясь снизить вес, люди зачастую склонны ориентироваться на методы, вызывающие скорее неприятные ощущения, чем приятные, то есть на жесткое соблюдение диеты, на выраженное ощущение голода - как на цель. Вот последствия этой ошибки:
Мозг все время понукает организм к созданию наиболее жестких условий и максимальному “завинчиванию гаек”. Например, если сегодня я съел всего одну тарелку пищи, и мне удалось не сорваться, то завтра я постараюсь обойтись половиной тарелки. А если у меня и это получиться, будут попытки ограничиться четвертью.
Но такой подход входит в противоречие со всей нашей жизнью: помимо похудения, в ней много занятий, проблем, увлечений. Рано или поздно те условия, в которые мы себя загоняем, станут для организма невыносимыми. И произойдет срыв. Снижение прекратится.
Беседую я как-то с одной пациенткой. Говорю, что новым принципам питания можно научиться примерно за пару -тройку недель. И уже хочу продолжить, что здесь надо будет повнимательнее понаблюдать за собой, присмотреться в каких случаях и почему мы переедаем, стали бы мы столько переедать, если бы были стопроцентно уверены, что нам это можно? Но тут она меня перебивает и говорит: «Да, да, первые две недели самые трудные!»
Опять, как видите, проявления старой тактики: «надо настроиться, надо за себя взяться, надо навсегда отказаться от пельменей и шпротов…» Нам действительно все можно
Худые и стройные люди в большинстве своем ничего не делают, чтобы эту стройность поддержать. Они не отказываются от сахара, от поздних ужинов.
Полные же люди только и делают, что воюют с собой. И в результате толстеют еще больше. Популярное объяснение, почему худым удается годами поддерживать свой вес, не прилагая к этому особых усилий, видят в том, что у худых «нормальный обмен веществ», а у полных «нарушенный». Однако все попытки найти, что же именно в этом обмене ломается и вообще, чем на уровне гормонов и ферментов обмен веществ у худых людей отличается от такового у полных, ни к чему не привели.
Нам лучше принять версию, что организм человека способен поддерживать нормальный вес так сказать автоматически, и эта способность может быть восстановлена. Впрочем, не вдаваясь сейчас особо в анализ этой проблемы, просто хочу обратить ваше внимание на этот факт – если борьба с весом ведет к полноте, а мир с собой и пищевой комфорт поддерживает стабильное состояние, то не лучше ли отказаться от борьбы и попробовать пожить с идеей, что нам можно есть любые продукты, в любое время и в любых количествах?
А дальше все зависит от наших жизненных целей, каждая из которых достойна уважения.
Кое-кому все-таки удается проскочить
Мы говорили, что в девяти случаев из десяти вес возвращается. Даже, если точнее, в 95 случаях из 100. Но оставшимся пяти все-таки удается снизить вес и задержаться в стройном обличии. И, кстати, эти счастливчики гораздо заметнее, чем десятки неуспешных. Они охотно делятся своим опытом, дают интервью.
Окружающие их люди пытаются шаг в шаг до запятой следовать их методике. Но при воспроизведении их опыта все повторяется – опять лишь пять человек из каждых 100 смогут достичь результата, заслуживающего внимания, и лишь пяти из ста достигших удастся потом этот результат удержать. И это еще в лучшем случае.
Но нам очень важно понять, а почему так везет этим пяти счастливчикам? Почему им удается проскочить? А вот почему. В процессе похудения они меняются психологически, личностно. У них вырабатывается бережное отношение к своему организму, значительно повышается самооценка, жизненная активность. А это в свою очередь здорово активирует процессы горения жира.
И главное, эти позитивные изменения личности подхватываются и закрепляются изменениями в жизни. Человек обзаводится интересным делом, меняет профессию. Часто, кстати, их новая профессия оказывается связанной с популяризацией той или иной программы снижения веса.
Еще интересный момент – многие из них еще в ходе стройнения замечали (и могут об этом рассказать), что с какого-то дня их похудение становилось необременительным и даже приятным. Им начинало нравиться именно так питаться и именно так жить. Наблюдался прилив энергии, повышение работоспособности. И так далее. Обычно они считают, что эти позитивные изменения происходят благодаря методу снижения веса, который они применяли.
Но мы-то с вами знаем, в чем дело! Ощущение, что дело пошло, и что цель близка, вызвало у них душевный подъем. И, как следствие, у них включился опережающий расход жира, организм наполнился энергией и аппетит снизился. Какая разница? А вот какая.
Если следовать их логике – надо в точности повторить их метод: что, когда и в каких количествах есть. Но этот путь никуда не ведет. Мы уже говорили, будет не более 5 человек из ста, которые чего-то добьются. Если же следовать нашей системе рассуждений, то нужно постараться вызвать у себя состояние опережающего расхода жира, воздействуя на свой организм гораздо более приятным и полезным образом. А это вещь вполне реальная, нужно только научиться. И тогда успех гарантирован.
|