ХАЛАТное отношение к жаре
17.07.2010 Автор: alisa-108
Эксперимент “МК” показал, что лучше спасает от зноя — восточный халат или европейское бикини Вентиляторы, мороженое, пляж от жары полностью не спасают. И в этом каждый москвич за последние дни смог вполне убедиться. Может, пора обратиться к опыту тех стран, где наши +35 — всего лишь легкая прохлада? Например, Средней Азии, где мужчины в жару облачаются в стеганые халаты на ватине, а на головы надевают плотные шапки и пьют в тени теплый зеленый чай. Помочь в этом может только собственный опыт. Его и провели репортеры “МК”. Суть эксперимента: два человека в течение часа будут сидеть под палящими лучами солнца. Один закутается в туркменский халат, наденет шапку и будет пить горячий зеленый чай, другой наденет купальник и постарается представить себя где-нибудь на море...
Перед тем как приступить к делу, нас осмотрел медик. Давление и пульс у обоих оказались в пределах нормы. 110/90 у той, кому предстояло позагорать в бикини, и 120/80 — у туркмена на час.
Впечатления разделились. Поэтому дальше мы будем говорить по очереди.
Мужчина в халате: “Солнце палило неимоверно. Раскаленное железо и кровля превратились в какой-то гигантский гриль. Начинаю закутываться в халат. Поначалу казалось, что очень душно, но позже это прошло. Горячий чай все только усугубляет. По субъективным ощущениям, температура от него только растет.
Довольно скоро начинаю чувствовать, что под халатом я весь намокаю. По рукавам стекают струйки пота. Шорты и футболка, которые я не стал снимать, начали прилипать к телу. Шапка тоже превратилась в мини-паровую баню.
Через 25 минут после начала к нам приходит врач и делает второй замер. У обоих началась тахикардия (учащенное сердцебиение). Давление осталось почти на том же уровне.
Наконец-то стрелка минует последнее деление. Уже час мы жаримся на этой сковородке. Можно наконец-то спускаться вниз. Снимаю халат. Одежда под ним мокрая, как будто только что из стирки. Волосы под шапкой — не в лучшем виде”.
Девушка в купальнике. “Мне было неплохо, но в целом очень жарко. И с каждой минутой подступал какой-то подозрительный дурняк, словно я выпила грамм 100 спиртного. Наверное, виной тому отсутствие панамки — мозг-то тоже перегревается, и выражение “мозги плавятся” в народе возникло не случайно. Еще через полчаса, несмотря на чисто символические кусочки ткани, прикрывающие тело, я уже изнемогала от жары. Мне невыносимо хотелось раздеться дальше, но снимать было уже нечего. Да и, видимо, незачем — потому что мой напарник, испытывающий на себе азиатские методы спасения от жары, судя по его довольному виду, чувствовал себя просто замечательно. Он сидел напротив меня в настоящем узбекском халате и теплой шапке, от души дул горячий зеленый чай и трещал без умолку. В то время как я чувствовала, что мне с каждой минутой все труднее не только говорить, но и соображать”.
И вот наконец — последний осмотр в медкабинете. Кажется, что ответ на вопрос, кому хуже, очевиден: мокрый с ног до головы парень — и загорелая, сухая девушка. Результаты же удивили нас самих. Туркменский халат сохранил давление на тех же 120/90, пульс вернулся в нормальное состояние. У той же, которая была в купальнике, давление упало до 90/60, а пульс слабо прощупывался.
— Очевидно, что у того, кто был в халате, состояние гораздо лучше, — говорит врач. — Во-первых, халат удерживает влагу и не дает коже пересохнуть, во-вторых, он предохраняет от теплового удара. Той же, что была с открытой кожей, необходимо срочно принять душ, потому что кожа пересохла, выпить аспирин и воздержаться от алкоголя до конца дня.
Вот такие вот результаты. Получается, что плотная одежда действительно гораздо лучше коротких маечек и шорт. Плотные теплые одежды предохраняют тело человека от контакта с раскаленным воздухом, предотвращают излишнее обезвоживание и позволяют сохранить нормальную, привычную для человека терморегуляцию.
А вот тело оголенное, полностью предоставленное солнечным лучам, наоборот, уязвимо: кожа перегревается и даже получает микроожоги. Ледяная вода охлаждает организм изнутри, создавая противоречие с окружающей средой. Оказавшись снова на “жарком берегу”, влажная кожа мигом пересушивается и перегревается. В этот момент наши сосуды не знают, как им реагировать: то ли расширяться от жары, то ли сужаться от холода, — и мы ощущаем общий дискомфорт.
Однако вряд ли халаты или бурнусы завоюют у нас настоящую популярность — сложно достать и, что немаловажно, немодно.
Москвичи, однако, порой совмещают азиатское с европейским — например, идут на пляж с кальяном. Или не на пляж. В любой день в любой точке Москвы можно увидеть обнаженные тела. В поисках прохлады по городу прошлись и корреспонденты “МК”, выбирая самые оптимальные места для “русской сиесты”.
Итак, середина дня, средняя температура по Москве доходит до +32. На Воробьевых горах в тени деревьев столбик прихваченного с собой термометра неохотно отступает вниз, до +28 градусов. Но здесь, в тени, народу относительно мало. Лишь отдельные романтические пары. Зато внизу, на Андреевской набережной, — аншлаг. Люди везде. В мутной воде, на импровизированном пляже набережной.
Примерно те же показатели — на 4—5 градусов меньше — показывают и другие тенистые места: Аптекарский огород на проспекте Мира, Ботанический сад.Дармовые солнечные лучи не отбили охоты и ходить в солярии.
— Ходят. Загорают, — уверяет администратор косметического салона. — Да вы сами подумайте: все эти красивые и гламурные девушки, что хвастаются самым “плотным” загаром, — они же все работают. Когда загорать? Поэтому и приходят к нам. Я сама в солярии загораю.
А еще мы заглянули в один из последних дачных оазисов в Москве — поселок “Речник”. Хоть и подзабытый, но до сих пор еще живой, неснесенный. Большинство жителей поселка крутятся у воды, благо она рядом. “Речники” рассказывают о том, что президентская комиссия еще своего вердикта не вынесла. А если и вынесла, то о своем решении поселянам решила не докладывать. Электричества в поселке как не было, так и нет (отключил город непослушных уже давно), водопроводная вода тоже отсутствует.
— Стираем в реке, здесь же моемся. А питьевую воду привозим. Холодильники — от генераторов. Словом, все хорошо. Нам не привыкать, мы же здесь все поголовно “миллионеры”. Так про нас говорят. Посмотрите, как миллионеры отдыхают, полюбуйтесь…
Куда теперь податься? Не помирать же, в самом деле, от засухи? А это выход! И мы подъезжаем к Ваганьковскому кладбищу. Экскурсоводы спрятались в тень, бродят малочисленные зеваки, любуются могилами великих. Асфальт только что полит. Действительно, прохладно здесь: 28 градусов. В то время как там, в мире живых людей, погода раскочегарилась, и ниже 35 термометр уже не падает. Товарищ Сухов был прав. Мертвому, конечно, спокойнее. С гостеприимного и прохладного кладбища выходим к живым. Опять 35. Это когда-нибудь кончится?.. www.mk.ru
|