Кто придумал «Киндер-сюрприз», или Миллионы из яйца
03.12.2007 Автор: alisa-108
Три поколения европейцев выросли, начиная свой день с чашки кофе и
бутерброда со сладким кремом «Нутелла». Каждый день миллионы мужей и
отцов в разных странах покупают в подарок жене коробку конфет
«Раффаэлло», а детям - заманчивые шоколадные яйца «Киндер-сюрприз».
Каждый год, начиная с 1999-го, в мире продается шоколадных яиц
«Киндер-сюрприз» более чем на миллиард долларов. Сегодня компания
«Ферреро» занимает третье место в мире после таких шоколадных гигантов,
как «Нестле» и «Марс». А началось все в 1941 г. с крохотной
кондитерской лавочки в итальянской области Пьемонт.
В военное время всем несладко. И в иносказательном смысле, и в самом
прямом. В лавочку Пьетро и Джованни Ферреро посетители заглядывают чаще
всего за простым грубым хлебом, ведь свои знаменитые пирожные синьора
Пьера уже год как не пекла - слишком мало муки, сахара, масла. Отпуская
пресные лепешки мрачной измученной женщине с маленькой грустной
девочкой, синьор Джованни вдруг улыбнулся и подмигнул малышке:
- Приходи завтра, мы готовим сладости!
Девочка просияла, а мать покачала головой: спасибо, конечно, но какие теперь могут быть сладости...А в это время в комнатке позади лавочки колдуют над припасами,
закупленными в окрестных деревнях. Вот засахарившийся мед, вот два
огромных мешка лесных орехов, вот настоящая драгоценность: банка
порошка какао. Немного оливкового масла... Из этих компонентов делают
сладкие столбики, которые называют «джандуйо». До рассвета кипит
работа, а наутро сладости выставлены на продажу и моментально сметены с
прилавка. Этот выдумщик Пьетро всегда найдет чем удивить, даже в такие
тяжелые времена, - судачат горожане.
Пьетро Ферреро - любимец небольшого городка Альбы, где расположилась
кондитерская. В 1930 г. он унаследовал от отца обычную булочную, но его
веселый и порывистый нрав требовал более праздничного занятия. Так
булочная превратилась в кондитерскую.
Столбики «джандуйо» за три года очаровали весь Пьемонт. Особую прелесть
лакомству придавал переменчивый вкус. Это Пьетро постоянно
экспериментировал с компонентами в задней комнате, которая превратилась
в настоящую лабораторию. Для своих пирожных братья придумали упаковку
из фольги: на этикетке румяная пьемонтская крестьянка обнимала двоих
веселых детей. Теперь детей Альбы всегда можно угостить недорогими
сладостями в кондитерской Пьетро, который неустанно повторяет: «Даже
небогатые имеют право на сладкую жизнь!» На четвертое лето, невыносимо
жаркое и душное, в кондитерскую пришла беда. Под вечер Пьера, жена
Ферреро, вышла в кладовую пополнить запас пирожных в зале - и ахнула.
На полках вместо аккуратных столбиков красовались бесформенные кляксы в
фольге. Огромная партия «джандуйо», куда в очередной раз была вложена
вся скромная прибыль, растаяла от жары! Пьера не выдержала и
расплакалась на ступенях кладовой, где ее и нашел муж. Ему, вечному
оптимисту и весельчаку, трудно было примириться с подлым ударом судьбы.
Жара уничтожила самую крупную партию товара, приготовленную к
городскому празднику. Быть теперь Пьетро до самой смерти обычным
пекарем. Подумать только, погибли именно пирожные, вот лепешкам и
булкам - хоть бы что... эти чертовы булки... И тут на глазах изумленной
Пьеры ее муж просиял:
- Режь хлеб, Пьера! Быстрее!Через час Пьетро угощал посетителей «шоколадным бутербродом»: он
намазал растекшиеся «джандуйо» на хлеб, и оказалось, что это очень
вкусно и сытно, а детей просто за уши не оттащить от нового лакомства!
Товар был распродан, а выручка составила гораздо больше, чем ожидалось:
растаявшей массы хватило на великое множество бутербродов. Только через
несколько дней Пьера заметила в волосах мужа яркие серебристые нити:
память о той минуте, когда Пьетро считал, что дело его жизни погибло,
не успев родиться.абегая вперед, скажем, что с тех пор жара - фамильный кошмар семьи
Ферреро. Ужас, пережитый Пьетро тем летним вечером, обернулся для фирмы
невиданным в деловом мире обычаем. Каждое лето огромная компания
обязательно прекращает на три месяца поставки фигурных шоколадных
изделий, боясь, что в магазинах их не сумеют сохранить в товарном виде.
Недоверие к жаркой погоде вызвало к жизни еще одно знаменитое
изобретение Ферреро: конфеты «Раффаэлло» с кремовой начинкой в
вафельной оболочке. Вот он, плод долголетних усилий Пьетро Ферреро -
конфета, которой жара не страшна! Но это будет через много лет, а
пока...
Несколько растекшихся пирожных Пьетро унес в свою лабораторию и долго
изучал их, пытаясь воспроизвести случайно получившуюся пасту. Он читал
специальную литературу, менял компоненты, добавлял то какао, то масло,
то ваниль... Через полгода на свет родился «крема джандуйо»: в нем было
совсем немного какао, он стоил недорого, но отличался лакомым
шоколадно-ореховым вкусом. Успех превзошел все ожидания! К февралю 1946
г. Пьетро продал 6600 фунтов своего изобретения и решил создать вместе
с братом настоящее семейное предприятие. 14 февраля 1946 г. стало днем
рождения компании Ferrero S.p.A. За месяц крем завоевал всю Италию.
Доходы взлетели, фирма стремительно расширялась, а Пьетро и Джованни
вознамерились сделать свое детище «лицом Италии» и выйти на экспорт.
Крем торжественно получил новое торговое название - «Нутелла», под
которым он живет и поныне.На смену первому поколению семьи Ферреро пришел сын Пьетро - Микеле
Ферреро. У руля семейного предприятия он встал в двадцать четыре года.
Микеле с детства не любил молоко и попортил немало крови родителям,
отказываясь от полезного напитка. Ему и пришла в голову замечательная
мысль: выпустить серию детских кондитерских изделий с повышенным
содержанием молока: до 42%. Так появилась серия «Киндер». Микеле начал
работать уже в эпоху супермаркетов, где регулярно наблюдал, как скучает
ребенок, пока мама делает покупки. Шоколадка тут не поможет: малыш
съест ее за пять минут и примется ныть. Нужно нечто недорогое,
доступное любому кошельку, но заманчивое и способное надолго занять
ребенку и рот, и мысли. Правильное решение оказалось родом из детства.
В Италии к Пасхе родители часто пекут детям пирожные в виде яичка, куда
вкладывают какой-нибудь небольшой сюрприз: игрушку, монетку... А если
сделать что-нибудь подобное из шоколада серии «Киндер»? Процесс
приготовления двухслойного шоколадного яйца стал новым изобретением, на
которое семья Ферреро получила очередной патент. Начинку - желтую
капсулу - сделали по форме натурального яичного желтка. Большая
творческая команда подыскивала игрушки, которые могли бы увлечь и
занять ребенка, помещаясь при этом в маленьком яичке.
Когда в 1979 г. шоколадные яйца «Киндер-сюрприз» впервые появились на
прилавках, за ними выстроилась гигантская очередь. Первая партия была
продана всего за час. Это было началом мании, охватившей весь мир. Не
только дети, но и взрослые серьезные люди бросились коллекционировать
игрушки из «Киндер-сюрприза». В нынешнем году продано уже 20 тыс.тонн
шоколадных яиц. Если учесть, что вес яйца с игрушкой составляет около
35 граммов, цифра и впрямь головокружительная.
Успеху Микеле Ферреро пытаются подражать многие. Например, мясник Алан
Фонтейн из Бельгии решил выпустить свой «Киндер-сюрприз» из салями.
Дескать, колбасное яйцо и больше, и полезнее, да и игрушка туда влезет
покрупнее. Подражатели вызывают у Ферреро лишь снисходительную улыбку.
«Киндер сюрприз» недосягаем!
|